Приметы и суеверия на Ореховый Спас

Трижды в августе православные отмечают праздники, прославляющие Спасителя, – Спасы: 14 августа – на воде (медовый), 19 августа на горе (яблочный), 29 августа – на полотне (ореховый). С давних времен в результате наблюдений у православных сложились обычаи и приметы на Ореховый Спас.

Приметы на орехи

Приметы на третий Спас были связаны с этими плодами. Крестьяне считали:

  • Урожай на орехи в этом году означает, что год прошел в праведных делах, и предвещает, что следующий будет хлебным;
  • если посчастливилось найти сросшиеся орехи – это к богатству, но нужно было положить их левой рукой не в лукошко, а в карман или кошелек;
  • чтобы снять порчу и наговоры первый сорванный орех нужно съесть самому, а второй – отдать первому, кого встретили на своем пути;
  • упавший на голову орех предвещал неожиданную прибыль;
  • когда попробовали молодой орешек: горький вкус предсказывал грядущие проблемы, сладкий – удачу, недозревший – новости.

Крестьяне наблюдали за природой. К 29 августа лето заканчивалось, перелетные птицы начинали свой путь на зимовку. Было замечено: если аисты улетели до Спаса – на Покрова (14 октября) похолодает, возможны даже заморозки, а весна обещает быть ранней и теплой; аисты задержались с отлетом – осень затянется, будет долго радовать теплом, но и весна не поторопится.

Магия праздника

Христианские праздники на Руси всегда несли на себе отпечаток языческих времен. В Ореховый Спас следили за приметами и творили заговоры.

Сорванные в лесу орехи служили для гадания на суженого. Спелый и сладкий плод был предзнаменованием большой любви или скорого удачного брака. Неспелый или горький сулил проблемы в отношениях, одиночество. Еще один способ гадания: над орехом загадывали желание, а затем раскалывали его. Цельное ядро предсказывало исполнение задуманного, пустой, сгнивший, сухой – признак напрасных надежд.

В Ореховый Спас читали заговоры, проводили специальные ритуалы. Например, заговор, заряжающий силой. Его произносили на поле, когда выдергивали последние колосья, или мыли орудия труда после окончания жатвы в ближайшем водоеме:

«Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу».

Запреты на праздник

По традиции в праздничные дни действовали некоторые ограничения и запреты:

  • ссоры в этот день и пожелания зла могли обернуться проблемами в личной и семейной жизни;
  • если страждущий (бедный, больной, сирота) просил еды, отказать нельзя было ни в коем случае;
  • бездельничать не принято было – проходили полевые работы, собирали урожай.

Верили, что ведьмы подбирали себе палочку для волшебства из веток, который наполнялся магической силой. Поскольку в этот день в лесу хозяйничала нечистая сила, при себе нужно было носить оберег.

Праздничный стол

Хотя на третий Хлебный Спас было принято работать, вечером семья собиралась на праздничный ужин. Центральное место на столе отводилось хлебу из освященных колосьев нового урожая с добавлением орехов. В честь него на стол готовили блюда из муки, а также яблоки, мед, орехи.

Продолжая древние традиции, в этот праздник хозяйки готовят выпечку: медовики, яблочные пироги, запеченные яблоки с медом, кексы, сладости с орехами. После двухнедельного Успенского поста, который заканчивается перед третьим Спасом, на стол подают блюда из мяса и рыбы.

Праздничному обеду предшествовал обычный для православных ритуал – при свечах читали общую молитву.

Заключение

Обычаи и приметы на Ореховый Спас мудрость народа. Некоторые приметы, касающиеся природных явлений, утратили свою актуальность из-за климатических изменений последнего времени. Однако следование традициям, проведение заговоров – не только дань памяти, но и способ решения некоторых жизненных проблем.

Оцените статью
Женский информационный журнал о знакомствах, любви, отношениях и об изменах