Эмоциональный интеллект у детей

Эмоциональный интеллект ребенка – это способность понимать, принимать и уметь управлять чувствами. Не развитый emotional intelligence приводит к формированию психосоматических дисфункций, неврозам, невозможности правильно выстроить отношения с другими детьми или в коллективе, со взрослыми. Развитие ei зависит от окружающей обстановки малыша в период новорожденности.

Почему важно развивать эмоциональный интеллект ребенка

Развить эмоциональный интеллект у ребенка необходимо, чтобы он мог управлять собой в любой ситуации. Часто встречающаяся картина – малышу отказывают купить игрушку (жвачку, конфету) и тут же следует реакция в виде крика, слез, игры на публику. Или дети задели кого то из сверстников и тот сразу лезет в драку не пытаясь решить конфликт вербально.

У дошкольников нет навыков спокойного существования. Поэтому родителям кажется, что чадо над ними издевается, размазывая по квартире нелюбимую кашу, с ревом выкидывает из манежа игрушки или не желает идти в садик.

Суть проблемы в том, что малыш не осознает личные ощущения, не может описать их, изменить или подавить. Нет интеллекта, есть желание и реакция, выдающая грусть, удивление, боль, обиду, радость в чистом виде.

Маленький человек – эгоцентрист, это принимается родителями как должное. Его чувства замкнуты на себе и учить думать о других, учитывая эмоции, нужно с детства.

Почему это важно:

  • в будущем это позволит стать чутким и интересным собеседником;

  • развитие эмпатии позволит наладить дружеские связи и создать крепкую семью;

  • учит нести ответственность за поведение (не обижать зазря).

За развитие эмоционального интеллекта у детей отвечают только родители или лица их заменяющие. Нельзя ругать чадо за бурное проявление эмоций, иногда – невпопад. Никакой взрослой логике выражение чувств не поддается. Не нужно искать в этом рациональное зерно. Следует поговорить с ним, выяснить, что он чувствует и объяснить, что это – нормально. И ни в коем случае не стыдить.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Начинают с самого рождения. Пусть это будут «агушки», рожицы, которые корчат взрослые над кроваткой. Главное показывать чаду многообразие чувств человека. Нельзя подавлять эмоциональный интеллект у детей стереотипами типа «не плач – ты же мальчик» или «не дерись – ты же девочка». До определенного возраста дети не осознают половую принадлежность, а окрики взрослых заставляют замыкаться в себе.

Родители всегда и все должны объяснять. Чадо стукнуло маму игрушкой по носу – «нельзя, мне больно». Заходится в крике или плаче, не стоит затыкать рот пустышкой, нужно отвлечь, развеселить или поговорить. Даже младенцу можно втолковать, что его чересчур эмоциональная реакция, это злость, потому что он не получил желаемую игрушку.

Важно! Колоссальной ошибкой будет постоянное подавление стремления к самовыражению. Злиться, плакать, стыдиться, бояться – это нормально и выражать подобные эмоции нужно! Так развивается эмоциональный интеллект.

Первые эмоции

Малыш начинает познавать чувства в игре и известное «ку-ку» — ни что иное, как реакция на эмоции взрослого. Веселая, непринужденная интонация, улыбка из-за ладошек – и заливистый смех обеспечен.

Дискомфорт от колик, чувство голода знакомят детей с такими чувствами как: страх, любовь, доверие, отчаяние. И задача родителя дать понять новорожденному его значимость, нужность и обязательно услышать.

Отражение чувств ребенка

Основной навык эмоционального интеллекта – умение понимать свои чувства. Чтобы растолковать это маленькому человечку, нужно проговаривать вслух, объяснять, почему выдается та или иная реакция на внешний раздражитель. Раз за разом дети начинают принимать чувства, учатся ими управлять, менять или подстраиваться под обстоятельства.

Показывайте свои чувства

Худший вариант взрослого для детей дошкольного возраста – интраверт (социофоб). Родитель – это модель для подражания, наблюдая за ним, ребенок учится обращаться с эмоциями и развивать интеллект. Маленький человек должен наблюдать всю известную в природе гамму чувств: расстройство, радость, усталость, озабоченность, злость. Нельзя подавлять себя, быть всегда нейтральным. Так невозможно познать себя со всеми особенностями и слабостями.

Важно знать! Взрослый должен принять факт, что «эмоции существуют и они необходимы в жизни». Рассказать детям и научить принимать, понимать и выражать их.

Побуждайте ребенка анализировать свое состояние

Детские психологи рекомендуют, когда есть возможность, вести диалог с ребенком. Побуждать его проговаривать собственные ощущения. Задавать вопросы типа: «тебе интересно (скучно, весело).

Важно знать! Это делается не ради банального ответа «да» или «нет», нельзя ими удовлетворяться. Нужно заставлять малыша отвечать развернуто, красочно. Этот процесс является основой в становлении эмоционального интеллекта у ребенка.

Ошибка родителей – отмахиваться от детей, слушать в пол уха о чем рассказывает малыш, возвращающийся из садика, школы. Типичная картина: ребенок что-то вещает, взахлеб, а мама (папа) идет рядом и думает, что купить в магазине, приготовить на ужин. Не получая ответной эмоции малыш замыкается, перестает делиться впечатлениями, проговаривать свои ощущения.

Занятия для детей по развитию ei – это решение обучить их понимать чувства, свои и чужие. Действуют всегда от простого к сложному:

  • рассказывают об ощущениях, проговаривают, показывают на личном примере;

  • учат распознавать проживаемые чувства синонимы (скука-грусть, злость-раздражение, ликование-восторг) или антонимы (радость-печаль, ненависть-любовь);

  • побуждают детей самостоятельно показывать эмоции, пусть они кривляются перед зеркалом, главное, понять свои ощущения.

Помочь малышу разобраться в многообразии взрослых чувств можно, используя игры. Это способность ненавязчиво раскрепостить ребенка, «вытянуть» из него сиюминутные ощущения или те, что прожил ранее.

Игра с образом животных

Дети должны эмоционально, красочно описать любое животное. Его повадки, мимику, способ передвижения, агрессию, умение затаиться на охоте.

Представив собаку, малыш начнет изображать радость от встречи с хозяином. Вилять хвостом (попой), рычать, когда взрослый отнимает игрушку. Не стоит одергивать, стыдить, что так «хорошие дети себя не ведут», «будь поспокойнее, серьезнее». Только в игре дети прочувствуют всю гамму внутренних ощущений, наблюдают за реакцией другого человека, делают выводы.

Игра с мячом

Можно играть маме и ребенку, или, под наблюдением взрослых, нескольким детям. Поймавший мячик малыш отвечает на вопрос: «когда ты радуешься (грустишь, плачешь, злишься»). Ответ должен быть максимально развернутым, ребенок воочию проживает эмоцию, описывает ее. Если это сложно – взрослый помогает, объясняя нужное чувство.

Такая игра, исподволь, помогает распознать внутренний мир детей, что их заботит, что они скрывают или в чем боятся признаться.

Пиктограммы

Основа игры – карточки с выражением различных эмоций. Ребенок выбирает одну из них, не показывая остальным, а затем пытается мимикой изобразить рисунок. С помощью пиктограммы можно понять, насколько малыш умеет понимать эмоцию и выражать ее.

Волшебный мешочек

Игра направлена на самоосознание маленьким человеком всех чувств, бушующих в нем. Перед игрой малыша расспрашивают о них и предлагают взять мешочек, сложить в него все негативное. Кладут злость, обиду, грусть. Второй мешочек наполнен радостными эмоциями (смех, любовь, счастье) – ребенок должен взять из него все, что понравится и «примерить» на себя.

Если родитель эмоционально закрыт

Эмоционально незрелые родители встречаются часто. И их проблемы родом из детства. Такие взрослые не могут дать детям ничего, так как сами не знают собственных эмоций, не могут ими управлять. А, тем паче, действовать на чувства других.

Дистантные, закрытые родители, эмоционально не доступны для детей. Они погружены в собственный мир переживаний, нередко не выказывают никаких эмоций. Дитя таких родителей исподволь ищет «суррогаты эмоционального материнства» в среде близких родственников или совсем чужих людей.

Тяжелее всего — феномен отвергающего родителя, который выказывает чаду массу отрицательных эмоций. Это бывает, когда маленький человек нежеланный, нелюбимый. Взрослые закрываются от него, попросту не замечая. Или, наоборот, всячески подчеркивая, что его появление в этой жизни – досадное недоразумение.

Психике малыша наносится непоправимый урон. Он впитывает в себя разрушительное отношение к себе родителей, эмоциональный интеллект будет незрелым. Критика, антипатия, эгоизм окружающих для него станет нормой. Он не познает эмпатию и разовьет в себе кучу комплексов, которые помешают ему жить полноценной, счастливой и эмоционально насыщенной жизнью.

Оцените статью
Женский информационный журнал о знакомствах, любви, отношениях и об изменах