Квиллинг для начинающих

Кто сталкивается с термином «квиллинг» впервые, запросто может спутать его с квилтингом, однако это разные виды декоративно-прикладного искусства: первый подразумевает работу с бумагой, второй – с тканями. Квиллинг – направление скорее чисто декоративное, нежели прикладное, тогда как квилтинг – наоборот. Первый вид искусства осваивается легче и не требует сложного оборудования. Квиллинг для начинающих – прекрасная возможность быстро освоить технику и уже на первых порах создавать великолепно выглядящие вещи, которые не стыдно преподнести как подарок. Также обладая техникой сворачивания бумажных спиралей, можно отлично украсить коробку для презента или открытку.

Что такое квиллинг

Название искусства восходит к английскому слову quill – «птичье перо». Предполагается, что изначально инструментом для скручивания спиралек из бумажных полосок было именно гусиное перо, используемое для письма до появления перьевых и автоматических ручек. Ещё в XIV веке так развлекались монахи, работая с книгами. Церковные фолианты тогда имели золочёные края страниц. Обрезая их тонкой полоской, монахи не рисковали повредить текста, зато получали превосходный материал для создания причудливо изогнутых спиралей, так напоминающих золотую филигрань. Второе название искусства – бумагокручение.

Из «недр» монастырей столь занятное рукоделие со временем шагнуло в массы, став мирским искусством. В XIX веке квиллинг был распространён среди светских дам, возможно, потому что мало походил на ремесло, предполагающее создание утилитарных предметов. Действительно, квиллинговые поделки могли служить разве что интерьерным украшением или оформлением открытки.

Что можно сделать с помощью техники квиллинга

Техники бумагокручения позволяют создать множество шедевров, но условно их можно разделить на две группы: объёмные работы и контурный квиллинг. Сделать цветок, вазочку, фигурку животного получится, если научиться соединять базовые элементы в готовую «скульптуру». Когда же работа выполняется на листе картона или бумаги, наподобие аппликации, то речь идёт о контурной технике. В таких поделках используются не только замкнутые спирали, но и уложенные на ребро длинные бумажные полоски, изображающие контуры, допустим, тела птицы или зверя, стебли растений и полоски радуги.

Ту же радугу получится сделать широкой, если каждый из её цветов выложить последовательностью спиральных элементов. Спирали в поделках из квиллинга далеко не всегда круглые. Базовые элементы могут иметь разное количество углов, начиная от нуля и заканчивая 10–12, если из спирали формируется звёздочка.

И объёмные, и плоские работы невозможны без хорошего клея для бумаги. Даже создание замкнутых элементов – основы основ квиллинга – требует клея. А уж сборка картинки или фигурки – тем более. Также мастерам приходится использовать элементарные инструменты, без которых работа не получалась бы столь быстро и легко.

Инструмент и материалы для работы

Даже незамысловатый квиллинг для начинающих требует подходящих инструментов. Сегодня можно найти в продаже стержни-вилочки для бумагокручения. Именно с их помощью получается создать максимально плотные рулончики. И европейские монахи, и восточные мастера аналогичного искусства использовали тонкое шило для намотки бумаги, однако инструмент, имеющий вилочку, позволяющую крепко захватить кончик полоски, намного практичнее, ведь бумага достаточно хорошо способна скользить по хромированному металлу, а допускать проскальзывания никак нельзя.

Вилочку можно сделать и самим. Например, для намотки берётся опустевший стержень для шариковой ручки. В его конце делается прорезь, куда будет заправляться бумажная ленточка. Для более тонкой работы подойдёт ненужная иголка с широким ушком. Кончик ушка нужно обломить, в результате чего из остатков получится миниатюрная вилочка. Острым концом эту иголку остаётся плотно воткнуть в корковую пробку или пластмассовую рукоятку.

Чтобы создать несколько идентичных элементов, понадобятся шаблоны. Самый простой из них – линейка с круглыми отверстиями разных диаметров. Если же найти аналогичное приспособление, только с овалами, треугольниками и квадратами – это только плюс.

Чтобы сжимать спирали до острых и чётких углов, понадобится пинцет или щипчики «утиный носик». Прижать норовящую топорщиться бумагу таким инструментом намного удобнее, чему руками.

Основной материал для квиллинга – готовые бумажные полоски разных цветов. Их легко найти в магазинах для рукоделия. Конечно, за неимением готовых полосок их можно нарезать из бумажного листа. Однако у промышленного варианта бывают прокрашены края, что немаловажно для работ в виде аппликации. При нарезке цветной бумаги легко получить белый торец, что снизит художественную ценность работы. Поэтому придётся дополнительно прокрашивать края вручную, чтобы придать изделию эстетичный вид. Промышленные бумажные ленточки обладают разной шириной – от 3 до 10 мм.

Но когда появляется возможность, всё же стоит обзавестись специальной машинкой для нарезки бумажных полосок. Во-первых, вам может понадобиться белый цвет элементов, во-вторых, в палитре рисунка может оказаться такой цвет, которого нет среди готовых полосок, зато имеется в наборе цветной бумаги. Раскрасить торцы одного цвета – это намного легче, чем у всех элементов сразу.

Если приходится подбирать бумагу для работы самостоятельно, то следует учитывать её плотность, ведь в квиллинге важна упругость. Не сгодится материал, если его плотность составляет меньше 60 г/м.

Не менее важный материал для квиллинга – клей. Часто рекомендуется клей ПВА, однако нужно изначально его попробовать на бумаге: не станет ли она деформироваться от его воздействия? Тогда стоит выбрать любой другой канцелярский клей, подходящий для имеющейся бумаги.

Обрезать бумажные ленточки лучше всего конторскими ножницами. Если квиллинг для начинающих осваивает ребёнок, то детские ножницы с закруглёнными концами вполне сгодятся для работы. Квиллинг – практически безопасная работа, к тому же отлично развивающая мелкую моторику пальцев. Только не давайте маленькому ребёнку вместо вилочки острое шило!

Техники и основные элементы

Базовыми элементами бумагокручения служат плотные и свободные спирали, а также незамкнутые ленточки.

Плотная (тугая) спираль похожа на рулончик серпантина, кончик которого обязательно фиксируется клеем, чтобы ленточка не разматывалась. Интересно свернуть такой элемент из бумажных полосок двух или более цветов, чтобы получился «павлиний глаз». Плотные спирали отлично подойдут для одноимённой бабочки или для пера павлина, для глаз филина или рыбки.

Свободная спираль наматывается неплотно, элемент выходит ажурным. В базовом варианте являет собой круг, внутри которого чётко видны спиральные витки. Бумажная ленточка так же наматывается рулончиком на инструмент, но после снятие ослабляется, заклеивается, а внутренняя часть немного раскручивается, чтобы между витками оставалось свободное пространство.

Бублик – нечто среднее между тугой и свободной спиралями. Ближе к краю его витки лежат плотно, а в центре либо остаётся вообще свободное отверстие, либо очень свободный виток спирали. Бублики наматываются на инструмент большого диаметра, например, на ручку или карандаш.

Овал делается из плотного бублика путём сжатия с противоположных сторон. Часто используется как лепестки цветка или как заполнитель тела животного.

Капля – весьма вычурный элемент, часто используемый в поделках из квиллинга. Отлично имитирует перья, лепестки, бутоны, листья и т.д. Этот элемент можно условно назвать «одноугольником», потому что только с одной стороны свободная спираль сжимается в уголок, остальная же часть остаётся округлой.

Пейсли, или турецкий огурец – частный случай капли, когда её хвостик загнут в сторону. Можно получить такой элемент из готовой капли, но лучше сформировать его сразу из свободной спирали: так он получится ровнее.

Глаз – продолжение идеи «капли», только с двумя противоположными углами. Элемент напоминает человеческий глаз, используется для лепестков, листочков и в качестве заполнителя крупных фигур.

Треугольник можно получить, если на равном расстоянии друг от друга зажать на свободной спирали три угла. Аналогично ему выполняется квадрат.

Банан, или полукруг – тоже модуль с двумя углами, но изогнутый, часто сильно вытянутый.

Стрела – получается из элемента «глаз», если один из его углов продавить к центру фигуры и сформировать форму, характерную для наконечника стрелы.

Изогнутый лепесток – тоже весьма вытянутый элемент, который делается аналогично овалу, только ему придаётся форма волны. Наматывать ленточку для этого модуля нужно на основание с большим диаметром. Например, на толстую многоцветную ручку или на тюбик клея-карандаша.

Сердечко – незамкнутая фигура, для которой полоска бумаги сначала сжимается углом посередине, а каждый её конец наматывается на инструмент так, чтобы спирали как бы смотрели друг на друга.

Создать вышеперечисленные модули нетрудно, но это только половина работы. Готовое изделие получается после сборки из определённых элементов аппликации или объёмной фигуры. В обоих случаях нужно иметь перед собой схемы поделок. Для аппликации можно нанести чертёж непосредственно на бумагу, используемую как фон. Для объёмных работ в технике квиллинг схемы – достаточно сложные, иногда требующие сопроводительного описания. Важно понимать последовательность, в которой собирается зверёк, ваза или растение.

Квиллинг для детей – простые животные

Дети любят создавать забавных зверушек, рыбок и птичек в виде поделок. Им зоологическая тема намного интереснее флористической. Даже простота сборки квиллингового цветка их не прельстит по сравнению с возможностью собрать собачку, котика, совёнка, лисичку.

Дети не всегда отличаются хорошей усидчивостью, поэтому начинать приучать их к изготовлению фигурок из квиллинга стоит с гофрированных ленточек. Делаются подобные полоски из обёрточного гофрокартона. За счёт их волнистой структуры достигается больший объём элементов при меньших усилиях по скручиванию плотных спиралей.

Зайчик и лисичка

Наиболее сложная у лисички мордочка, поэтому стоит начать с неё. Как только голова сказочного персонажа будет готова, всё остальное получится собрать быстро и легко. Мелкие детали лисьей мордочки придётся изготовить из ниток, декоративных глазок, бусины – всё это нужно приготовить заранее вместе с гофрированным картоном.

Работать над зайчиком ещё проще: его мордочка потребует только кукольных глазок и носика в виде небольшого помпончика. Получится использовать и носик от старой мягкой игрушки.

Для обеих поделок придётся освоить основные техники кручения однотонных и двухцветных плотных спиралей (рулончиков, или роллов). Пожалуй, с них и начнём:

Чтобы рулончик получился двухцветным, надо склеить между собой концы двух полосок разных цветов, а потом начать накручивать на инструмент с того оттенка, который должен располагаться посередине. Поскольку из-за гофрированной структуры бумажных лент рулончик получается не очень плотным, то из него легко формировать овалы, пейсли и капли, что понадобится при создании такого зайки:

Уши и задние лапки зайца – двухцветные овалы. Передние лапки – одноцветные пейсли. Если голову и туловище делать плоскими, то можно обойтись овалом из двух цветов и однотонным кругом, на который будут приклеены детали мордочки: щёчки из двух белых рулончиков, а также готовые носик и глазки. Интереснее сделать объёмную фигурку, и тогда туловище потребует двух овалов: для спинки подойдёт один цвет, для животика – комбинированная деталь. Придать объём деталям получится, если слегка надавить на середину пальцем или карандашом. В первом случае получится округлая выпуклость, полусфера, во втором – конус. Для зайки нужны только полусферы. Зафиксировать рулончик в таком состоянии поможет клей, которым нужно промазать внутренность детали.

Объединить два выпуклых модуля в объёмное тело поможет ленточка гофрированного картона того же цвета. Детали нужно соединить между собой при помощи клея, обернуть ленточкой стык, чтобы его не было видно, и прижать на время, пока конструкция не схватится. Далее её откладываем до высыхания клея.

Когда клей высохнет, можно монтировать остальную фигурку зайца из заранее подготовленных модулей.

В фигурке лисички используется конструкция из трёх деталей: это позволяет получить вытянутую мордочку рыжей плутовки. Для головы склеиваются две полусферы, а к ним дополнительно прикрепляется двухцветный конус – мордочка. Если хочется изобразить лису с закрытым ротиком, то на этом можно остановиться, принявшись за оформление при помощи ушек, носика, глазок и ниточных усиков.

Ушки выполняются из маленьких двухцветных рулончиков, которым придаётся форма треугольника. Их нужно первыми посадить на голову.

Открытый рот плутовке можно сделать при помощи дополнительной детали, выполняемой из красной (бордовой, малиновой или пурпурной) гофрированной ленточки. С помощью линейки с отверстиями деталь получится калибровать. Далее нужно спрямить одну сторону кружка, чтобы получился полукруг, и приклеить деталь к голове.

Теперь монтируются остальные детали мордочки, на чём самая сложная работа заканчивается.

Усы выполняются из ниточек, носик – из бусины, глаза нетрудно приобрести в лавках для рукоделия. Если удастся купить готовые звериные носики, то квиллинговые поделки – зайка и лисичка – получается выразительнее.

Если лисица – сказочный персонаж, её можно облачить в сарафан, и тогда её тело будет собираться иначе, чем у зайца. Для верхней части сарафана скручивается рулончик из двух цветов. Для его донышка – из одного цвета.

Первая деталь выгибается до формы колокольчика, фиксируется изнутри клеем, после чего её можно присоединить к донышку, отформованному под миску или тазик. Место соединения можно сразу же украсить, оклеив его не бумажной ленточкой, а узорчатой тканой тесьмой.

Руки фигурки также состоят из вытянутых рулончиков, склеенных между собой и образующих рукава кофточки, а также – из рыжих лапок, изготовленных виде маленьких овалов.

При сборке фигурки стоит использовать полоски того же цвета, что и сарафан, для ожерелья и бретелек.

Ну и какая же рыжая плутовка без пышного хвоста? Помня, что кончик лисьего хвостика – белый, собираем объёмную фигуру из двухцветного и одноцветного рулончиков.

Осталось собрать ножки персонажа из таких модулей.

Если всё сделано правильно, то получится похожая на представленную на картинке лисичка.

Как делать квилинговые поделки – схемы с описанием

Любая симметричная поделка из квиллинга требует не только калибровки элементов, но и правильной сборки. Достичь точности форм удастся, если следовать схемам и рекомендациям по последовательности объединения модулей в изделие или картинку. Рассмотрим два варианта поделок: объёмный цветок и снежинку в виде аппликации.

Объемные цветы подсолнухи

Для подсолнухов используется техника квиллинг, схемы лепестков и чашелистиков весьма схожи, однако понадобятся также картон для основания каждого цветка, проволока – для стебля и расчёска как вспомогательное приспособление. Первыми изготавливаются половинки лепестков. Нужно получить сильно вытянутые капли с небольшой долей асимметрии, потому что из двух таких элементов составляется лепесток.

Наматываем свободную спираль из жёлтой бумаги и формируем её на зубчиках расчёски (1–2). Полученные капли складываем сердечком и обматываем жёлтой полоской, чтобы получить общие контуры лепестка (3–4).

Есть два варианта:

  • взять дополнительную бумажную ленточку;
  • сделать один лепесток из пары незамкнутым и использовать его край как общий контур.

Во втором случае ленточку для незамкнутого лепестка нужно делать длиннее (5).

Из картона вырезается круг и склеивается конус, к которому потом будут приклеиваться лепестки (6–7–8) с внутренней его стороны.

Из зелёной бумаги нужно свернуть плотную спираль и придать ей форму плоского конуса. В середину зелёного конуса вставить проволоку для стебля и временно зафиксировать её (9).

Приклеить зелёный конус с проволокой к наружной стороне жёлтого конуса (10). Проволоку можно протянуть в середину картонного конуса и закрепить там окончательно (11) Из зелёных бумажных ленточек сделать вытянутые капли для чашелистиков. Их размер нужно подобрать так, чтобы они после приклеивания к зелёному конусу вступали за пределы цветка (12). Для серединки цветка нужно свернуть очень плотный чёрный или коричневый рулончик. Также можно воспользоваться подручными материалами, если имеются подходящие по форме колпачки. Фиксировать их лучше полиэтиленовым термоклеем.

Снежинки

Отличное новогоднее украшение хорошо выполнить в техник квиллинг. Снежинку можно сделать из белой, голубой или серебристой бумаги. Можно комбинировать эти цвета, чтобы изделие получилось более эффектным. Несмотря на то, что мы рассмотрим пример изготовления определённой снежинки, детали можно менять местами, варьировать, чтобы получить разные по форме поделки.

Если нет специальной бумаги для квиллинга, можно нарезать белый или прокрашенный по всей глубине лист га одинаковые полоски (1–2).

Первым скручиваем центр снежинки в виде плотной замкнутой спирали (3–4–5).

Приступаем к первому ряду в виде капель. Скручиваем неплотные спирали и пальцами формируем один уголок на детали (6). Таких элементов понадобится шесть (7). Острыми уголками приклеиваем по кругу все шесть элементов к центральному рулончику и получаем подобие цветочка (8).

Второй ряд состоит из элементов «глаз», которых тоже нужно шесть (9). Приклеиваем их между капельками (10).

Если инструмент для квиллинга толстый, то можно для следующего ряда взять более тонкую проволочку (11), потому что он состоит из шести очень мелких плотных спиралей (12). Их нужно приклеить к элементам «глаз» второго ряда (13). Остальные элементы третьего ряда удобно смотать на инструменте для квиллинга в виде неплотных замкнутых спиралей (14). Эти кружочки приклеиваются к элементам «капля» первого ряда (15).

Четвёртый ряд снежинки состоит из шести ромбиков, которые наматываются в виде ещё больших спиралей, после чего им придаётся ромбовидная форма (16). Ромбики присоединяются к большим кругам третьего ряда (17).

Остаётся сделать подвес. Его можно сразу намотать на карандаш, небольшую линейку или другой предмет, сечение которого значительно больше, чем у инструмента для квиллинга (18). Должно получиться колечко с большим отверстием (19). Подвесить снежинку можно как за луч, так и между двумя лучами (20).

Видео-мастер-класс для начинающих

Научиться делать элементы квиллинга несложно, если видеть их перед глазами. А вот собирать из них фигурки и аппликации удобно по видеоинструкциям. Предлагаем видеоуроки по сборке различных схем в технике квиллинг, дабы показать наглядно: всё гениальное состоит из самых простых вещей.

Оцените статью
Женский информационный журнал о знакомствах, любви, отношениях и об изменах